http://Top.Mail.Ru
Лодки на Ямале: как и какие делают в ЯНАО и возможные перспективы рыболовецкого флота | Север-Пресс

0

0

Лодки хотят поставить на поток: какие суда предлагают рыбакам ямальские производители

Читать «Север-Пресс» в

Выпуск лодок для рыбной ловли в ЯНАО хотят поставить на поток. Пластиковые бударки, которые делают в Шурышкарском районе, уже пользуются спросом благодаря невысокой цене и надежности. Региону требуется 52 лодки. Департамент агропромышленного комплекса планирует создать единую систему заказа и изготовления малых судов. О перспективах развития регионального производства «Север-Прессу» рассказал первый заместитель директора департамента АПК Александр Земских.

Особенности ямальской рыбалки

Одной из значимых отраслей АПК на Ямале остается рыболовство. В 2024 году в регионе выловили 10 840 тонн рыбы. Здесь действуют 100 добывающих и 14 перерабатывающих организаций разных форм собственности.

Рыболовные лодки изготавливают различные производители: частники и предприятия. Маломерные суда для ямальских рыбодобытчиков в том числе производят Горковский рыбозавод в Шурышкарском районе и Аксарковское рыбопромысловое предприятие в Приуральском районе. Производство учитывает региональные особенности и адаптировано под потребности добытчиков биоресурсов. На этих площадках региональные власти планируют поставить выпуск судов на поток.

«Особенность организации промысла на Ямале заключается в том, что вылов осуществляется большим количеством рыбаков на малых рыбопромысловых участках. В промысле задействованы маломерные суда, такие как бударки, и другие типы лодок. Не используются тральщики или другие большие суда. Другое дело, что условия в округе разные и под каждый район промысла рыбаки используют то или иное судно: кто-то обычные одноместные лодки, чтобы проверить сети, кто-то деревянные бударки, способные держать большую волну на Оби и за раз перевозить грузы до 1200 килограммов», — пояснил Александр Земских.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Классика и современность: конкуренция или баланс

Пластиковые лодки мэйд ин Шурышкарский район

Одно из старейших рыбопромысловых предприятий АО «Горковский рыбозавод» — лидер рыбодобычи в Шурышкарском районе и ежегодно удерживает первые позиции по округу. Промышленный лов в основном ведет на реках Сыня, Войкары, Большая и Малая Обь.

В 2024 году Горковский рыбозавод запустил собственное производство — на базе предприятия изготавливают пластиковые лодки. Материал уже опробован в производстве зимних саней-волокуш. Как отмечает директор Андрей Попов, «это говорит о крепости и надежности».

Грузоподъемность судна местного производства — до одной тонны, пластиковый корпус ремонтопригоден, не гниет и не рассыхается, в отличие от деревянных бударок. Как отмечают производители, конкурентным преимуществом служит доступная цена лодок из-за отсутствия логистических затрат и оптимизации технологии. Завод уже изготовил шесть пластиковых бударок для собственных нужд и четыре — для частных заказчиков. На заводе делают первую лодку для Салемальского участка, поступают заявки от различных подразделений и рыбацких общин.

«Например, доставка с места производства до мест промысла лодки «Камчатка», сделанной из полимерных материалов, стоит дороже, чем сама лодка. Поэтому перспективы у регионального производства есть», — сообщил Александр Земских.

Многофункциональную стеклопластиковую лодку «Камчатка» изготавливают на ЗАО «Псковская лодочная верфь». На сайте производителя цена начинается от 620 тысяч рублей.

Проверенная временем экоклассика из Аксарки

Еще один региональный лидер рыбодобычи — Аксарковский завод — специализируется на строительстве деревянных бударок. Старейшее предприятие чтит традиции: лодки-астраханки используют на Ямале с 1930-х годов. Их привезли с Волги, и они быстро вытеснили на Оби прежний рыбацкий флот.

Деревянные бударки называют «чудом на волнах», так как проверенная временем конструкция хорошо «отыгрывает» опасную короткую и высокую волну на Оби. Первые упоминания о легендарных бударках относятся к эпохе Петра I, около полусотни таких лодок использовалось при штурме турецкой крепости Азов. В Аксарке в честь Дня рыбака традиционно проводятся соревнования «Гонки на бударках».

Для лодок характерны широкая и приподнятая носовая часть, высокие борта, прямая корма и длина до семи метров. Пригодны для дальних маршрутов и перевозки грузов до полутора тонн.

Корпус судна изготавливают из ели, сосна идет на палубу и внутренние элементы каркаса. Такие экосооружения живут от шести до десяти лет. В отличие от пластиковых лодок, бударки требуют более длительного времени изготовления, знания традиционных технологий и качественной древесины.

Перспективы ямальского рыболовецкого флота

В ЯНАО на сегодня существует потребность в изготовлении 52 лодок. Руководство окружного департамента АПК рассматривает возможности дальнейшего расширения производства, создания единой системы заказа и изготовления малых судов, способной удовлетворить запросы как крупных промышленных компаний, так и небольших рыбацких артелей.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

На Ямале для развития рыбодобычи существует множество мер поддержки, реализуемых агентством «Мой бизнес». «Если говорить о лодках как о средствах производства, департамент АПК опосредованно может помочь в их приобретении. Есть возможность получить грант для малых форм хозяйствования. Для этого необходимо предоставить проект, который связан с повышением производства и производительности труда. Его рассмотрят на конкурсной основе. При этом предприятие берет на себя обязательства по достижению показателей: объемам производства, выручки, трудоустройства граждан и росту зарплат», — отметил первый заместитель директора департамента Александр Земских.

В ЯНАО работают выездные рабочие группы, которые знакомятся с проблемами рыбопромысловых районов — Шурышкарского, Пуровского, Красноселькупского, Надымского и Ямальского. Первыми обсудили развитие отрасли рыбаки Шурышкарского района.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0