1
0
Покажите дорогу: чем обернется для ямальцев запрет на таксистов-мигрантов
Адвокат Архипова: запрет на мигрантов в такси в ЯНАО уведет рынок в «тень»
В ЯНАО мигрантам запретили работать в такси и на грузовом транспорте. У перевозчиков есть два месяца, чтобы решить вопрос с иностранными сотрудниками. Жители округа встретили запрет позитивно. Сами таксисты грозятся уйти с рынка. Чем обернется для пассажиров нововведение, выяснил «Север-Пресс».
В каких регионах РФ действует запрет на работу мигрантов в такси
Постановление о запрете на работу мигрантов в такси и на грузовом транспорте в ЯНАО было подписано 15 мая. Речь идет об иностранцах, которые работают на основании патентов. Автоперевозчикам необходимо в течение двух месяцев сократить трудоустроенных мигрантов. Запрет действует до конца 2024 года.
Федеральный закон позволяет регионам самостоятельно вводить миграционные запреты, так как граждане России должны иметь приоритет при трудоустройстве. Работа в пассажирских перевозках уже запрещена в Камчатском крае, Крыму, Якутии, Амурской области. В Уральском федеральном округе запрет продлен до конца 2024 года в ХМАО, Тюменской и Челябинской областях.
Как ямальские таксисты отреагировали на запрет
Ямальские компании-перевозчики комментарии о новом запрете не дают. Часть говорить о запрете отказались, руководители компаний «Наше такси» (Новый Уренгой) и «Анастасия» (Салехард) обещали «перезвонить позже».
Спрос работодателей на водителей такси в ЯНАО заметно превышает предложение. Так, в феврале индекс был равен 1,5 балла. При этом перевозчики предлагают таксистам доход до 250 тысяч рублей в месяц.
Сами водители говорят, что им приходится лавировать между желанием заработать и ценами, которые устанавливают крупные агрегаторы вроде «Яндекс. Такси». Те, кто в крутые экономические повороты не входит, — вылетают на обочину и уходят с рынка. Цены на бензин, авто и запчасти растут быстрее, чем доходы мелких предпринимателей и частников.
«Раньше штук десять машин было в такси «Эконом». Работали по телефону. Потом сократилось до трех. Мне отдали последнее такси. У «Яндекса» цены маленькие и с «Индрайвом» они конкурируют — устанавливают меньшую цену. У них заказов много», — рассказал «Север-Прессу» таксист из Нового Уренгоя Арсен Адзинов.
В такси он работает почти 10 лет. В Новый Уренгой приехал из Карачаево-Черкесии. На Ямале прописался, стоит на учете как индивидуальный предприниматель, исправно платит налоги с доходов, которые надо «набомбить». К примеру, по Новому Уренгою проезд на такси по ценам агрегатора может быть 90 рублей за проезд. В час пик дороже — 250 рублей.
«Я налоги плачу и никого не боюсь. Мои знакомые говорят, что в «Яндексе» цены поднимаются из-за того, что мигранты уходят. Нелегалов отлавливают. Они уезжают домой или переходят на другую работу. Тяжело зарабатывать стало. Сами пассажиры жалуются, что такси долго не вызвать, дефицит машин. Таксисты уходят потихоньку», — говорит Адзинов.
Как ямальцы восприняли запрет на таксистов-мигрантов
Ситуация с региональным рынком такси регулярно становится предметом дискуссий в соцсетях. Бурно таксистов обсуждают в Салехарде, Ноябрьске, Надыме, Губкинском.
«Мне кажется, водитель меня даже не понял, ибо не говорит на русском языке. Про безопасность такой поездки я вообще молчу — обгонять машины на мосту и гнать на желтый сигнал светофора. Куда смотрит ГИБДД? Почему таким водителям вообще дают разрешение работать в извозе?» — сетует подписчица паблика «Злой Ноябрянин».
Запрет на работу мигрантов в такси ямальцы в основном оценили положительно. Однако некоторые задаются вопросом, кто заменит иностранцев за рулем. «А проблема в чем? Рабочие места все заняли? Или в преступлениях? Вроде как очередь на их места не стоит. Так может, чтобы преступлений не было? Только разрешения на работу со знанием русского языка без всяких приездов на ПМЖ семей и какие-нибудь браслеты с маячком с постоянным отслеживанием. Нарушил порядок — депортация и все. Кто хочет честно работать, тот согласится на все условия для сохранения порядка. И вся проблема решится», — написала жительница города Губкинский.
Чем обернется запрет для пассажиров
Ужесточение требований к мигрантам может привести к обострению дефицита рабочих кадров, который стал ощущаться на рынке после начала СВО, считают эксперты. Не исключен рост тарифов.
«Запрет на работу мигрантов в такси приведет к одному единственному результату — увеличению тарифов. Дефицит водителей огромный, а тарифы складываются во многом из количества водителей и спроса со стороны людей. Спрос не изменится, а число предложений уменьшится. Это базовый экономический закон», — сообщил «Север-Прессу» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Архипова считает, что запрет заставит часть перевозчиков «уйти в тень».
«Иностранные граждане продолжат работу, но нелегально, а работодатели, понимая потери, начнут использовать «серые» и «черные» схемы взаимодействия с иностранцами. Рынок перевозок — не исключение, более того, даже если вы решите просто провести статистическое исследование, то даже на государственных маршрутах, где, например, уже работали иностранные граждане, вы снова найдете их всех на своих местах, этот переход на новые рельсы пройдет практически без потерь», — считает эксперт.
По мнению Архиповой, запрет породит рост фальсификации документов, разрешающих работу, увеличение спроса на «ускорение» получения гражданства РФ. «После легализации статуса за счет получения гражданства России те же иностранные граждане снова окажутся на своих рабочих местах, но уже как граждане РФ, и отказать в приеме на работу работодатель им уже не сможет. Все это также основания для роста коррупции в указанных сферах», — считает она.
Впрочем, схема подмены людей работала среди мигрантов и раньше — по одному паспорту гражданина РФ могли трудиться родственники его владельца.
«Если нет ежедневной идентификации личности и совпадения внешности, и тем более если работодатель готов закрыть глаза на нарушение — все те же иностранные граждане фактически сохранят в той или иной мере свои рабочие места. Просто вы получите круглосуточно работающее такси с лицензией, трудовым договором — с чем угодно, но гарантии, что вы сядете в машину к реальному владельцу конкретного паспорта, — никаких», — пояснила Архипова.
Она отметила, что частники с патентами на работу продолжат работать в агрегаторах такси, где нет трудового договора. «Есть агентства, которые используют агентские договоры, юридически это договоры с физическим лицом. Безусловно, какая-то часть иностранных граждан покинет Россию — как это мы видим в той же Москве, Московской области, откуда отток мигрантов начался едва ли не сразу после трагедии в «Крокус Сити Холле», — подытожила Архипова.
Куда жаловаться на мигрантов в такси
На мигрантов за рулем такси в ЯНАО можно сообщать в полицию, рассказали в департаменте региональной безопасности округа. Им грозит наказание за незаконную предпринимательскую деятельность. «На Ямале за сообщение о преступлении и правонарушении предусмотрено денежное вознаграждение», — добавили в ведомстве.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
1
0
Теги: