http://Top.Mail.Ru
Зачем вахтовикам велосипеды, или Добро пожаловать в Тарко-Сале | Север-Пресс

0

0

Зачем вахтовикам велосипеды, или Добро пожаловать в Тарко-Сале

Читать «Север-Пресс» в

Как добывают углеводородное богатство страны на российском Крайнем Севере? Журналисты из Челябинской области смогли увидеть это в ходе своей поездки на газовые и нефтяные промыслы компании «НОВАТЭК», известной на Южном Урале больше как поставщик, а не как добытчик голубого топлива. Несмотря на солнечную погоду, установившуюся в июле в северных широтах, участники пресс-тура почувствовали сложности, с которыми приходится сталкиваться газовикам и нефтяникам.

Суровые условия и не только Тарко-Сале, небольшой городок с населением около 20 тысяч человек, расположен в 200 километрах от газовой столицы России - Нового Уренгоя. Его название в переводе с ненецкого означает «слияние двух рек» или «поселение между рек»: Пякупур и Айваседапур. Рек и небольших речушек здесь действительно очень много. По пути из Нового Уренгоя в Тарко-Сале мы миновали бесчисленное количество мостов и мосточков над водными преградами. Большая часть последних носила безымянное название «Ручей». Сам город производит впечатление чистого и уютного поселения, которое, несмотря на здешний суровый климат, активно разрастается. Больше всего меня поразили здание детской школы искусств имени Исаака Дунаевского и футбольный стадион «Авангард». Оба этих объекта украсили бы и город-миллионник.

Первое, с чем нам пришлось столкнуться, едва мы вступили на таркосалинскую землю - сверхстрогий допуск на газовые и нефтяные промыслы «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз». Их охраняют, как стратегический объект. Въезд на огромную, в несколько сотен гектаров, территорию осуществляется строго по пропускам. В поселке Пионерный, где проживает персонал, работающий вахтовым методом, и где остановились мы, нас встретили чистота и красивые клумбы на улицах. В местной столовой при всем разнообразии меню в качестве напитков подают только морсы, компоты, кофе и чай. Распитие алкогольных напитков на территории промысла строго запрещено, действует сухой закон. Каждый приезжающий на промысел проходит досмотр, обязательный инструктаж по технике безопасности. То, что подобные меры безопасности здесь полностью оправданы, можно было понять уже на первой производственной площадке.

«Самолеты» на промысле Компания «НОВАТЭК» добывает в окрестностях Тарко-Сале практически все основные виды углеводородов: газ, газовый конденсат, нефть и попутный нефтяной газ. Но, конечно, главным является голубое топливо. Все скважины, цеха и участки замкнуты в единую систему, в которой полученное сырье сначала доводят до нужных параметров, а затем отгружают в единую трубопроводную сеть. Газ принимает труба «Газпрома», нефть - «Транснефти». Добываемый газовый конденсат стабилизируется на Пуровском ЗПК, а стабильный газовый конденсат затем направляется на переработку на комплекс в Усть-Луге.

Следующая остановка - газовый промысел Восточно-Таркосалинского месторождения. Здесь добывают уникальное по объему и самое легкоизвлекаемое голубое топливо, с залежей на глубине от 1 до 1,7 километра. Это так называемый сеноманский газ, получивший название от латинского имени французского города Ле-Ман - Сеноманум. Газ на этом участке аккумулируется с пяти месторождений: Восточно-Таркосалинского, Ханчейского, Северо-Ханчейского, Хадырьяхинского (АО «Сибнефтегаз») и Термокарстового (ЗАО «Тернефтегаз»). Особенностью этого промысла является наличие супермощных дожимных компрессорных станций (ДКС). Они повышают давление газа до необходимых параметров для возможности его транспортировки в Единую систему газоснабжения ПАО «Газпром». Любопытно, что для ДКС используют самолетные двигатели от Ил-76, выпускаемые компанией «Пермские моторы». Стоимость каждого - более 120 миллионов рублей. Вопрос, почему на промыслах такое внимание уделяется безопасности, отпадает сам собой.

Как построить чум За два с небольшим дня на промыслах возле Тарко-Сале мы увидели еще много интересного: побывали на площадке по добыче нефти, где процесс идет практически без участия людей, познакомились с работой химической лаборатории, оценивающей качество «черного золота», слетали на Ми-8 на отдаленное Ханчейское месторождение, связанное с Большой землей лишь зимником 5 месяцев в году и вертолетным сообщением.

Издание «ЧЕЛЯБИНСКСЕГОДНЯ» от 14 августа 2018 года, Петр Лукьянов, фото Наталья Вольвач.

0

0