1
1
Военные действия ненцев двести лет назад были благородны
Давние редкие военные сражения ненецкого народа малоизвестны. У тундровых людей забот и хлопот столько, какие там войны, выжить бы, семью накормить, оленей сохранить в суровых арктических условиях. Но все же кое-что дошло до сегодняшних дней. Это произошло 200 лет назад. Запись этой легенды со слов энца П. Оболина сделана в Институте этнографии. На страничке Тазовского района в соцсети «ВКонтакте» её выложил Александр Бутков и поблагодарил Губкинскую городскую библиотеку за помощь в подготовке этого редкого этнографического материала.
Сражение между ненцами и енисейскими энцами случилось из-за раздела территорий. Кто там был не прав по тем временам, уже не важно, интересна сама организация сражения. Никаких нападений со спины, никаких засад, подлостей и прочих тактических уловок, присущих безжалостным законам войны. Все по-честному, и еще присутствовали два родовых шамана. Без шамана в древней тундре никуда, а на войну тем более.
Ненцы послали благородную «черную метку» - оленя-самца, на боку которого был нарисован человек, стреляющий из лука. В тундре знают цену жизни. Этот знак войны давал время противнику собрать силы, спрятать оленей и женщин, решить множество организационных вопросов, связанных с военной мобилизацией.
Олень войны был доставлен противнику, дальше пошла разведка с обеих сторон. Залогом удачи в битве считалось поймать разведчика, убить и намазать его кровью полозья нарт воинов. В этом сражении энецкий разведчик чудом избежал пленения. Как считали позже ненцы, это определило исход битвы.
У северных народов из вооружения были только нож, кольчуга и лук со стрелами. А северные народы стреляли из луков не хуже, чем североамериканские индейцы-охотники. Лук и стрелы - это второе по важности после оленя для древнего ненца.
Часть ненецкого войска двигалась на место сражения на нартах, а часть - пешим порядком. Место встречи двух войск энцы обозначили установкой модели чума, поставили несколько стрел, остриями направленных в сторону противника, и красный флажок, показывающий место встречи переговорщиков для обсуждения условий войны.
Ненецкий полководец Ныраку послал на переговоры старика, с которым он передал семь условий войны.
Во-первых, с обеих сторон назначить по представителю для ведения переговоров, по типу неприкосновенных послов. Чтобы в горячке боев смертельные стрелы их не поразили, в их нарты нужно было запрячь по два оленя, а на хореи привязать красные флаги. Эти люди были неприкосновенными, в определенный момент они должны были сказать бойне «стоп».
Во-вторых, местом военных действий назначить озеро Торучедо.
В-третьих, сражение начать следующим утром.
В-четвертых, для определения дистанции сделать по одному выстрелу с каждой стороны.
В-пятых, при первом наступлении количество войска должно быть равным (в описываемом случае по 50 человек), запасных воинов - кто сколько сможет.
В-шестых, каждым последующим утром начинать сражение с того места, где закончили вечером. Ночью не воевать.
В-седьмых, для прекращения боя на ночной перерыв выделенные представители должны с обеих сторон заехать с флагами. Мир должен быть заключен только после особых переговоров об условиях его заключения.
Условия были приняты, и началось. Впереди сходящихся войск шли сыновья военных предводителей. Считалось, что лучшие воины - это дети глав родов.
Во время сражения запасные части войск находились на расстоянии 200 метров от полосы военных действий. Раненых воинов тут же увозили на оленях домой спасать, а убитые оставались до конца войны на месте сражения. В конце каждого дня производился подсчет потерь. Вместо убитых и раненых выставляли воинов из запасных частей. В эпизоде, о котором рассказывает легенда, ненцы оказались побежденными, и им пришлось просить о мире. Вождь послал военачальнику энцев свой военный лук с семью стрелами и военный кинжал.
Знаком прекращения войны являлось вывешивание позади передового отряда больших красных флагов. Народные представители должны были трижды обойти каждый вокруг своего войска, крича соответственно: «Наши войска победили (или проиграли), война прекращается».
После прекращения сражения военачальники определили место захоронения трупов. Ненцы увезли с собой большинство из них на места кочевий. Однако часть воинов похоронили на месте боя. На обеих братских могилах поставили деревянные изображения человека. В руках каждого – лук со стрелами, направленные друг в друга. У изображения на могиле ненецких воинов в левом боку была воткнута стрела - знак того, что они были побеждены. Таков исход сражения.
«Ненцы мои любимые, неважно уже, победили ваши предки или проиграли тогда, - обращается к пользователям автор поста. - Война есть война. Важно другое, это сам кодекс чести, 50 на 50 человек в битве. Плюс само окончание войны: признали поражение, все без обид, рядышком воинов похоронили, зареклись проливать кровь и разъехались жить дальше... Дела в тундре есть поважнее».
Александр Бутков убежден, что арктическая тундра хранит много удивительных тайн. Он считает очень важной их популяризацию, историческое сохранение отдельных эпизодов уже канувшей в Лету эпохи северных народов – из таких драгоценных крупиц вырастает более-менее понятная картина их заснеженного и метельного прошлого.
1
1
Теги: