http://Top.Mail.Ru
Как готовить врачей для работы в «красной зоне». Необходимые коррективы в обучении | Север-Пресс

0

0

Как готовить врачей для работы в «красной зоне». Необходимые коррективы в обучении

Читать «Север-Пресс» в

Пандемия COVID-19 поставила перед медиками, работающими в «красной зоне», задачи, которые не приходилось решать прежде. О необходимых изменениях в систему образования медиков рассказали «Российской газете» декан медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Минздрава РФ Петр Яблонский и ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов.

«Первое - потребовалось умение видеть человека в целом, а не сквозь призму одной узкой медицинской специальности, - считает Петр Яблонский. - Многие врачи - хирурги, пульмонологи, фтизиатры, урологи - работая в «красной зоне», ощутили, что им недостает смежных знаний. Прежде всего по эндокринологии, неврологии, кардиологии, психологии. Самыми тяжелыми оказались больные с метаболическим синдромом, с сахарным диабетом. В ряде случаев дозировки инсулинов, которые приходилось назначать, обескураживали даже эндокринологов, что уже говорить о докторах других специальностей».

Он отметил, что в новейшей истории российской медицины оставалась недооцененной и роль психологии. На сестринских постах и в коридорах нет больных, все лежат на «кислородных» койках, их «накрыла» депрессия и тревога. Весь персонал напряженно работает, а защитные комбинезоны и респираторы тоже не облегчают беседы. Но врач должен обеспечить доверительные отношения с пациентом, успокоить его, создать разумно-оптимистическое настроение в палате. Психологическая подготовка персонала должна быть на высочайшем уровне. Как отметил декан медфакультета, тут проявляется и профессионализм команды, и лучшие человеческие качества всех сотрудников.

Кроме того, по словам Петра Яблонского, традиционные методы диагностики, которым обучали в вузе, оказались неприменимыми. Тяжелую пневмонию приходится диагностировать и лечить без фонендоскопа, так как защитный комбинезон не дает возможности прослушать легкие пациента. Диагноз ставится на основе КТ. Возникают сложности и с привычной перкуссией из-за перчаток в два слоя и при запотевающих очках. При этом надо уметь видеть признаки дыхательной недостаточности, «читать» рентгенограммы и КТ, в совершенстве разбираться в тонкостях биохимических, клинических и иммунологических исследований.

«В «красной зоне» совершенно по-другому стали восприниматься лабораторные исследования. Что греха таить: многие врачи не очень уверенно трактуют те или иные показатели. Сегодня же понимание этих данных, умение соотносить их друг с другом, знать, что является тревожным признаком, а что нет - архиважно. Необходимость внесения корректировок в учебные планы очевидна! В качестве примера приведу преподавание патологической анатомии и патологической физиологии в вузах. Как правило, преподавание ведется на различных кафедрах, а учебные планы не всегда дополняют друг друга. COVID-19 показал, насколько тесно связаны структурные и функциональные изменения в организме больного. Но даже у нас в университете, где на единой кафедре патологии студенты получали, казалось, достаточно глубокое университетское образование, большее внимание уделяется шоку, аллергии, аутоиммунным заболеваниям. И совсем немного, как оказалось, физиологии дыхания, процессу газообмена при различных недугах. Уж не говорю о вопросах его мониторинга, возможностей лечения дыхательной недостаточности. Сейчас эта тема главная! Надо менять учебный план», - подчеркнул директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии.

Кроме того, у многих медиков нет должных представлений об организации работы при массовом поступлении больных, о сортировке, когда от принятия решения напрямую зависит жизнь больного.

«Пандемия дала нам образцы мужества медиков. В том числе и студентов. Например, все студенты, пришедшие помогать ковидным больным в наш институт, изначально планировались для работы в «зеленой зоне». Но все они проявили желание и упорство и работают в «красной зоне». И я этому рад. При том, что в институте созданы все возможности для безопасной работы, ребята впитывают все нюансы лечебного процесса в отделении реанимации, обретают навыки работы в команде», - пояснил декан медфакультета.

При дистанционном обучении практически все кафедры заметили увеличение посещаемости лекций, которые стали посещать студенты других курсов, факультетов и даже других медицинских вузов. Но увеличилась дистанция между студентом и преподавателем - студент психологически удалился от клиники, от медицинских коллективов, в которых и происходит «созревание» будущего врача. Исчез воспитательный компонент. И это минус дистанционных технологий.

«Так что только коррекцией учебных планов не обойтись. Гораздо больше внимания следует уделить психологии и нравственности будущих врачей. Возможно, понадобится и введение психологического тестирования на готовность стать врачом», - резюмировал Петр Яблонский.

Дмитрий Иванов отметил, что в их медуниверситете все кафедры перешли на дистанционное обучение. Интересный педагогический казус: было организовано обучение некоторых преподавателей студентами вуза по теме «Использование дистанционных программ для обучения и приема экзаменов». Студенты, ординаторы и врачи прошли обучение по срочно разработанным программам, после чего их приняли на работу в инфекционные отделения для больных с коронавирусом. Столкнувшись с серьезной опасностью, многие студенты проявили настоящий героизм, решив помогать больным COVID-19 со словами «Если не я, то кто?».

«Волонтерство - важный воспитательный этап в медицинском образовании. Во время эпидемии волонтерская работа студентов, особенно младших курсов, которых еще не могут принять в медицинский состав, реализовывалась в помощи пожилым и людям с ограниченными возможностями. Опыт обучения в условиях пандемии показал необходимость изменения программ повышения квалификации преподавателей в области IT-технологий и более широкого внедрения информационно-образовательных платформ и онлайн-ресурсов», - считает ректор.

По его словам, прежде всего тема COVID-19 должна найти отражение в дисциплинах «Анестезиология-реанимация», «Инфекционные болезни», «Пульмонология», «Эпидемиология», «Организация здравоохранения». В инфекционных больницах Санкт-Петербурга врачам в период пандемии помогают более 3 тысяч студентов и ординаторов трех медицинских вузов Северной столицы, - сообщает стопкоронавирус.рф. Работать с больными они могут, только если соблюдены два условия: они прошли обучение по специальной программе и получили допуск. И еще - их трудоустроили хотя бы на 0,1- 0,2 ставки, тогда в случае заражения они получат компенсацию и страховые выплаты. Студенты младших курсов участвуют в волонтерской программе помощи пожилым петербуржцам - доставляют продукты, лекарства, выполняют просьбы. Всего более 80 процентов студентов-медиков в той или иной степени принимают участие в борьбе с пандемией.

0

0