http://Top.Mail.Ru
Зачем жители Ямала «колхозят» вездеходы и когда трэколы перейдут на метан | Север-Пресс

0

0

Зачем ямальцы «колхозят» трэколы и как в тундре заправиться метаном

Ямальские водители переделывают внедорожники, чтобы выжить в тундре

Читать «Север-Пресс» в

Мода на Арктику и активное промышленное освоение труднодоступных территорий стимулирует развитие внедорожной техники. Трэколы, снегоболотоходы, аэролодки доставляют людей туда, куда на оленях не добраться. Об особенностях эксплуатации машин в экстремальных условиях Севера, новинках отрасли и о том, сколько придется заплатить за покорителей бездорожья, — в материале «Север-Пресса».

Почему ямальские водители меняют начинку у заводских трэколов

Трэколы — плавающие вездеходы на шинах сверхнизкого давления — давно стали привычными на северном бездорожье. Большие машины на колесах-дутышах на Ямале активно эксплуатируют нефтегазодобывающие компании, спасатели, медики и перевозчики.

«Прежде чем выехать в рейс, мы всегда все проверяем тысячу раз, чтобы быть уверенными в технике. Иначе в голой тундре помочь будет некому. Надежда только на себя, поэтому все нужные расходники и запчасти, которые могут подвести и без которых дальше техника не двинется, у нас всегда с собой», — рассказал «Север-Прессу» водитель трэкола Максим Ярмаметов из Салехарда.

Мужчина давно занимается грузоперевозками и объездил почти весь округ. За время работы в экстремальных условиях бывало всякое, поэтому к технике у ямальских перевозчиков особый подход. Пластиковую кабину у трэколов водители самостоятельно утепляют изнутри, у кого насколько фантазии хватает.

«У нас весь заработок зимой. Водители ездят с автономными подогревателями салона на случай, если заглохнет мотор в тундре. Некоторые возят с собой по два аккумулятора и спутниковый телефон для экстренного звонка. Обычно мы ездим в сторону Бованенковского месторождения и Сабетты, и если отъехать 20–30 километров, сотовой связи уже нет. На одном аккумуляторе можно прождать помощи 12 часов, если в запасе еще один, на морозе можно продержаться сутки, пока придет помощь», — говорит Максим.

Бывалый водитель поясняет, что самое главное на экстремальном бездорожье — надежный двигатель и целые колеса.

Фото: Василий Петров / «Ямал-Медиа»
Фото: Василий Петров / «Ямал-Медиа»

«Проколоть шины можно везде, даже в тундре. Как правило, ямальские водители в трэколе оставляют заводскими только раму и кузов. Все остальное переделываем и дорабатываем, чтобы техника в суровых ямальских условиях работала бесперебойно. «Колхозим» сами и доводим до ума. Например, у меня стоит двигатель от «Тойоты». И запчасти покупаем оригинальные, чтобы не рисковать в тундре. Правда, сейчас это уже сложнее и дороже», — поясняет перевозчик.

Цена трэкола в ямальском сегменте «Авито» начинается от 1,5 миллиона рублей.

Вездеходы и аэролодки смогут газовать по бездорожью

Помимо трэколов, на бездорожье активно используются снегоболотоходы и аэролодки. Такая техника востребована туристами-экстремалами, охотниками и рыбаками. Для своих нужд ее приобретают заповедники, геологоразведочные, добывающие и сервисные компании, помогающие в разведке и добыче ископаемых, службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Например, красноярский амфибийный завод «Север», образованный более 10 лет назад, в настоящее время ежемесячно выпускают более 40 единиц аэролодок и 20–25 снегоболотоходов. Амфибийная техника перевозит до 10 т груза в условиях межсезонья и ледостава. В настоящее время компания планирует смелый шаг — перевести часть выпускаемой продукции на другое топливо — метан.

«Аэроглиссеры работают на бензине. Вездеходы по большей части в Арктике работают на дизельном топливе. Но сейчас с одной из системообразующих компаний нефтегазодобывающего комплекса мы прорабатываем проект по переводу нашей техники на метан. Планируем, что в следующем году уже серийно выйдут снегоболотоход и аэролодка на этом газовом топливе», — рассказал директор по развитию амфибийного завода «Север» Павел Трыков.

Среди плюсов метана: меньшая стоимость топлива, работоспособность в любую погоду, экологичность.

Цена на ямальском «Авито» аэролодки на традиционном топливе начинается от 500 тысяч рублей.

Болотоходы стоят дороже, их продают по цене от миллиона рублей и выше.

Вездеходная техника в суровом климате требует особой эксплуатации и ухода. Ямальские водители предлагают на стоянке накрывать тканью колеса трэкола, чтобы они не трескались от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0