0
0
Корзина полная, а кошелек пустой: почему возникает зависимость от маркетплейсов
Психолог Никишина объяснила, почему возникает зависимость от маркетплейсов
Маркетплейсы давно укоренились в жизни россиян, но порой сложно заметить, как онлайн-шопинг превращается в зависимость. Директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ Вера Никишина рассказала, почему возникает зависимость и как с ней бороться.
«Когда человек испытывает дискомфорт в социальных отношениях, он стремится его скомпенсировать доступным для себя образом, а потом этот доступный образ становится стереотипом и ритуалом. В случае, если человек сосредотачивает удовольствие в мире вещей или действий по их приобретению, — это признак психологической зависимости», — отмечает Никишина.
Зависимость от маркетплейсов часто связана не с реальными, а с эмоциональными дефицитами. Человеку не хватает общения, поэтому он переносит свои эмоции в виртуальную среду. Тогда маркетплейсы и приходят на «помощь»: они дают легкую возможность найти в жизни новизну, подражать другим, идентифицировать себя с определенным стилем. При этом не требуется строить сложных социальных связей: взаимодействие с предметами требует меньше усилий и дает быстрый эмоциональный отклик.
Если покупки становятся слишком частыми и делаются не из-за потребности, а только ради удовольствия или снятия стресса — это может быть признаком зависимости. Еще один «звоночек» — расходы на ненужные вещи, спонтанные покупки или бесцельный «серфинг» по каталогам маркетплейсов. Опасность зависимости заключается в разрыве реальных социальных связей, изоляции от людей ради предметов, потере здоровья и финансов.
Чтобы не остаться с пустым кошельком и горой ненужных мелочей, необходимо осознать свои триггеры и установить четкие границы. Можно установить лимиты на время, проведенное в приложениях, считает эксперт. Однако это будет работать, только если человек осознал проблему. При сформированной зависимости может потребоваться помощь специалиста, который поможет разработать стратегию выхода из замкнутого круга.
«Север-Пресс» писал, что на Ямале за 2024 год выросло число жалоб на маркетплейсы. Чаще всего покупателей не устраивает качество одежды и техники.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: